Вокруг миллионы вещей, и тем людям, кто придумал их, не нужно работать: им ежемесячно поступают роялти с пятью нулями от купивших лицензии компаний по всему миру. Изобретательством зарабатывают не только крупные компании, но и частные лица, которым вовремя в голову пришла перспективная идея. Чтобы лучше понять, как работает система монетизации изобретений и авторских прав, мы обратились в патентное бюро GPG.
Прежде всего оформи патент
Может прозвучать очевидно, но не для всех. Например, Бенджамин Эйзенштадт, в своё время придумавший сахарные стики, не подумал об этом и пошел сразу на сахарные заводы. В итоге они просто использовали его идею, а затем и оформили патент, оставив его без гроша. Теперь не только сахарные, но и все другие виды стиков есть на каждом фудкорте и в каждом пищевом заведении. Для примера удачного патента также можно использовать Эйзенштадта: наученный печальным опытом, он изобрел гранулированный сахарозаменитель и сразу же оформил патент. Спустя короткий промежуток времени оборот компании составил более 40 миллионов год. Более яркий пример подобрать будет сложно.
Поэтому самая важная стадия для последующей монетизации твоей интеллектуальной собственности — грамотное оформление заявки на получение патента, который будет обладать максимальной юридической защитой. Соблюсти все правила, подавая заявку самостоятельно, очень сложно. Поэтому стоит поручить это опытным специалистам. Таковыми, например, являются сотрудники патентного агенства GPG, защищающего интеллектуальную собственность изобретателей уже более 15 лет. Что важно, они не ограничиваются патентованием на территории России, а ориентируются на международный уровень, чтобы никакие гнусные янки не украли твои изобретения. Агентство аккредитовано Федеральной службой по интеллектуальной собственности и гарантирует полную конфиденциальность. Сам понимаешь, без этого идея быстро упорхнёт к предприимчивым охотникам. Теперь поговорим о возможностях заработка.
Запатентовать свою идею →
Продажа лицензии на использование
Когда твоё изобретение запатентовано и компании хотят его использовать, им нужно получить лицензию на пользование твоей технологией. Лицензию могут купить многие компании, а может и одна отвалить прорву денег, чтобы создать монополию на рынке.
В любом случае покупателей лицензии нужно сначала найти. Выдели в сфере, к которой относится твоё изобретение, самые крупные компании, сделай рассылку — отправь на электронные ящики этих компаний предложения, приложи презентацию, только не состряпанную кое-как в Power Point.
Получение доходов от судебных процессов
Этот вариант первым делом приходит в голову, когда заходит речь о патентах. Крупные компании (а не только одиночки) активно используют этот вариант для обогащения. Так Apple потребовала возмещение ущерба от Samsung за использование дизайна айфона и технологии производства. В итоге Apple отсудила у корейского гиганта 539 миллионов долларов.
Другой пример — американская компания по производству инструментов Texas Instruments. Она на судах с компаниями, которые пользовались без лицензии её изобретениями, заработала 250 миллионов долларов за год. И так продолжалось не один год.
Если ты хочешь таким же способом получать доход, одному в данном случае не справиться. Поэтому при регистрации патента выбирай агенство, которое будет сопровождать тебя на протяжении всего времени. К примеру, патентное агентство GPG готово представлять твои интересы в суде, защищать в Федеральной антимонопольной службе, регистрировать права во всех важных базах и источниках. Тебе не придётся бегать по всем инстанциям в одиночку — это значительно упрощает защиту и повышает вероятность отсудить у подлецов то, что твоё по праву.
Воспользоваться услугами агентства→
Продажа патента
Это самый простой вариант. Начни с поиска покупателя. Подумай, кого заинтересует такое предложение, для какой сферы подойдёт (будет это производство или оказание услуг). Используй специальные регистраторы, которые фиксируют самые разные предприятия и по которым можно буквально по очереди звонить в каждую компанию. Когда найдёшь ту, которая заинтересуется твоей разработкой, нужно продемонстрировать, рассказать и показать, чем хорошо изобретение, что оно улучшит, как поможет обогнать конкурентов.
В Сети много сайтов, которые являются базами данных идей, новых способов и продуктов. Компании регулярно просматривают такие сайты. Кстати, не ограничивайся только русскоязычными — размести свои объявления во всех базах (а не только в самых крупных).
Онлайн-агентств, которые разными способами помогают продать патент, тоже много. Одни разрабатывают стратегию для продажи, подготавливают бумаги, другие продают с помощью онлайн-аукциона. Поэтому, если ты сделал, как мы сказали выше, прошло время, но дело не сдвинулось, можно попробовать продать права на идею с большой выгодой. Только хорошенько подумай, прежде чем это делать: есть риск, что в долгосрочной перспективе ты потеряешь намного больше.
Когда покупатель найден, проконсультируйся с агентством, как вести это дело. А ещё лучше для тебя, если наймёшь их для сопровождения сделки и помощи тебе. Да, это обойдётся в несколько тысяч, но поможет тебе продать патент законно, без накладок и на более выгодных условиях. Если же твоё изобретение действительно нужно компаниям, помогает делать сервис, товары и услуги лучше, то не продавай его: исчезнет постоянный источник солидного дохода.
Перепродажа патентов
Этот вариант предполагает наличие лишних денег. В тех базах данных, о которых мы писали выше, можно найти патенты, которые будут интересны компаниям и которые пока остались незамеченными. Имеешь чутьё, понимаешь, какой из них очень скоро понадобится многим крупным фирмам, — покупай. Когда спрос на них вырастет, можешь получить крупную сумму при продаже. Это напоминает скупку доменов.