Работа дизайнера в кризис

Работа дизайнера в кризисРынок креатива схлапывается первым в трудные времена, и, уж если на «корабле» становится тесно, первыми получают пинка и летят за борт те, от которых прибыль для компании неочевидна. Я сам себе капитан в своей дизайнерской лодочке. И, проплывая в бурном океане кризиса мимо тонущих дизайнеров, упавших с корпоративных теплоходов, я почти не испытываю жалости. Но все же у меня еще есть друзья, и я примерно знаю, о чем они думают, оставшись один на один с новой реальностью, и о чем не думают, а надо бы.

И более того, мою лодку тоже захлестывает волна… Поэтому надеваем спасжилеты, трубки в зубы и вперед!

От потери работы депрессуют все, но вот дизайнеры и — шире — креативщики как-то особо остро, в силу того что их профессия — смысложизненна. Для кого-то это большая драма, потому что люди тратят очень много времени, чтобы накачать какой-никакой опыт. Даже с учетом большого таланта серьезную кондицию можно приобрести лет за десять — не меньше. Ты самозабвенно инвестируешь все силы в свою специальность, а потом — бац! — и вдруг она становится совершенно невостребованной. Такое бывает во многих профессиях, но если учесть «божественную составляющую» в нашем труде, то становится видна глубина «трагедии». Поговорка «Полжизни ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на таблетки» — это про дизайнеров.

Дизайнер как явление — это нежное, трепетное и морально уязвимое существо. Дизайнеру не столько важен результат, сколько процесс, на слэнге — «дрочерство». Деньги важны, но настоящий дизайнер всеми силами даст понять, что это не главное. А анализировать экономическую ситуацию, думать о деньгах — это отвлекает.

Но труднее всего приходится «великим» дизайнерам. Цена на их работы часто завышена (иногда объективно), и просто из удовольствия им уже ничего делать не хочется. А новая реальность потребует делать больше за меньшие гонорары. Для настоящего художника это вообще не проблема — пойти на понижение и сделать что-то по схеме «стулья — вперед». Если есть потребность творить, то ты это будешь делать при любом раскладе. А тем, кому корона серьезно натерла голову, придется также делать ушивание желудка. Короче, работать по предоплате -большое достижение, но зависимость от этого напрягает.

Серьезно, трагедии нет — нужно просто вспомнить, что всегда существует 80 процентов низкобюджетного рынка, где дизайнер может «применить себя». И он будет только расширяться. Вообще, работа есть всегда, но недорого. Если вы дизайнер с большим пафосом, то начать все с нуля, вероятно, тяжело. Грозит репутационными потерями, иногда — запоями. Вывод — старайтесь работать не на репутацию, а на независимость от репутации. Истинно крутой дизайнер — тот, кто сможет начать все с нуля не единожды.

Есть и другой тип дизайнеров — прагматики: без закидонов и больших амбиций, без претензий на отметину Бога. Они просто берут деньги, получают задание и идут его выполнять строго как написано. Если сравнить эти типажи, то получится такая картинка: первые, «творцы» — дизайнеры, идут к цели, нарезая огромные круги, чтобы увидеть все возможности, узнать границы. Вечные скитальцы. Вторые, «обычные дизайнеры», — прагматичны, знают, что прямая — это самый короткий путь, и идут по нему. Они быстрее соглашаются с требованиями работодателя, но все будет тихо-ровно (что тоже бывает хорошо). Есть еще «звезды». Но, на мой вкус, если ты звезда -то смотри на все сверху и не парься совсем.

Если бы мы жили в сказке — то все бы выглядело так: «героические» дизайнеры горят ярко, живут круто, но мало, а «серые мышки» по зернышку набивают закрома и не тужат столетиями. Но в жизни всё прозаичнее. И те и другие могут запросто вылететь из конторы в кризис с вероятностью 50 на 50. А в чем тогда мораль? А в том, что крутизна не определяет однозначно нужность дизайнера.

Какая мне разница, что будет с дизайнером в кризис? Если ваше дело никак не связано с дизайнерами, то да. А если у вас работают дизайнеры и кого-то нужно уволить? Кого первым? Пролетария от дизайна или «великого таланта»? Что важнее — стабильный, прогнозируемый, но «незаметный» результат или яркий, инновационный, но рискованный? Если бизнес строится на консервативном подходе — оставляйте прагматика. А если бизнес зависит от инновационных начал — продолжайте платить фантазеру. Это правило действует и в «мирное время».

Конечно же, здорово, что ты делаешь то, что нравится, и тебе же еще за это платят. Первое, что нам всем нужно сделать — сменить парадигму: бизнес теперь можно и нужно вести в Интернете. Дизайнеры до сих пор не понимают, что они-то одни из самых счастливых людей — они могут работать для всего мира. Есть люди (я в их числе), кто физически не может работать под чьим-то контролем и по чьей-то указке. Я всегда искал альтернативу, даже если она не приносила очевидной выгоды. Всю жизнь старался диверсифицировать свои знания и умения, всегда занимался смежными разработками. Изучал не только эстетику, но и технические аспекты, и, что не менее важно, социологию. Поэтому сейчас я не так сильно зависим от воли начальников и моды на формы. Чего и вам желаю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
regru-ru.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: