Как правильно ходить в музеи

Зачем ходить в музеиУ большинства граждан нашей страны музей ассоциируется с унылыми и мрачными залами, куда свозят всё устаревшее и ненужное. На пропитанных старостью стенах висят пыльные картины, а у дверей, разделяющих обители застывшего времени, сидят такие же пыльные бабульки. Они устало дремлют, просыпаясь лишь для того, чтобы прикрикнуть на заблудившегося посетителя.  Музей — последнее место в городе, которому люди готовы уделить свое внимание.

Парадокс в том, что музей — волшебный замок, и выглядит он так, как мы того пожелаем. Те, кто считает его скучным и неинтересным местом, просто не знают, как правильно ходить в музей. Если хорошо подготовиться, идти целенаправленно и знать, как получить наслаждение от посещения музея — вы его непременно получите.

Кроме того, представленный нами образ музея уже давно устарел. Сегодня многие из них являются современными учреждениями, наполненными инновационными технологиями и модными тенденциями.

Какие бывают музеи?

Хотя мы привычно считаем музей вместилищем культуры и искусства, музеи бывают самые разные — сложно найти хотя бы одну сферу человеческой жизни, не запечатленную в музейных экспонатах. Помимо художественных, существуют краеведческие и исторические музеи, музеи естествознания, архитектурные, военные, этнографические, музеи под открытым небом, музеи ювелирного искусства, оружия, скульптур, литературные и театральные. А хорошенько поискав, можно обнаружить музеи секса, пыток, изобретений, утюгов, телевизоров, почты и всего, чего угодно.

Но все же чаще всего мы ходим в художественные музеи, поэтому они и станут центральной темой нашей статьи.

Как правильно ходить в музей?

Составив осмысленный план посещения музея, вы сможете расширить кругозор, узнать много интересного, приятно провести время и наполнить свою жизнь новыми впечатлениями.

Погрузитесь в искусство

Как мы обычно ходим по музею? Подойдя к одной картине, посетитель задерживается возле нее на 15-20 секунд и быстро переходит к следующей. И что можно получить от такого созерцания предметов искусства? Это то же самое, что пройтись по библиотеке, полистать несколько десятков книг и вынести свой вердикт — я сегодня много прочитал, но ничего не понравилось.

Как правильно ходить в музейК произведениям великих мастеров нужно относиться вдумчиво и внимательно. Вместо того, чтобы листать десятки книг, лучше сесть и прочитать одну — то же самое касается картин и скульптур. Придя в музей, выберите себе одну понравившуюся картину и рассматривайте в течение 15-20 минут. Это может показаться глупостью — что можно делать так долго возле одной картины? Но попробовав, вы осознаете, что в этом есть своя прелесть: начнете подмечать новые детали, попытаетесь понять, какие чувства художник вложил в свое полотно, а может, сочините свою историю.

Иногда лучше вернуться домой, наполненным впечатлениями от одной картины, чем галопом пробежаться вдоль всех стен и пренебрежительно фыркнуть: «Ничего интересного!»

Польза и вред экскурсий

Любители музеев по-разному относятся к экскурсиям — кто-то предпочитает самостоятельно бродить в тишине, не отвлекаясь на топот группы и бормотание экскурсовода, а для кого-то история создания картин и биографии художников являются важным компонентом искусства.

Отчасти правы и те, и другие — все зависит от организации самой экскурсии. В очень больших музеях вроде Эрмитажа или Русского музея в Петербурге на экскурсии присутствует довольно много людей, а программа слишком большая, поэтому гиды тараторят заученный текст, не особенно заботясь о том, все ли их слышат. Конечно, такая экскурсия принесет больше расстройства, чем удовольствия.

Но бывают случаи, когда без гида просто не обойтись — особенно если экскурсовод хороший и любит свою работу, увлекательно рассказывает и подбирает наиболее интересные факты. Например, в краеведческих и исторических музеях экспозиция без экскурсовода превращается в обычный набор железок, непонятных документов и старой одежды.

В связи с этим вспоминается музей 35-я Береговая Батарея, расположенный в Севастополе. Он являет собой уцелевшие остатки бронебашенной батареи, участвовавшей в боях Второй Мировой войны — монументальное творение военных инженеров! Внутри — лишь голые стены помещений и подземных коридоров, но стараниями экскурсовода они наполняются событиями, людьми и вещами. Посетители выходят с экскурсии растерянные и задумчивые, у многих в глазах стоят слезы от услышанного. Попади мы в этот музей без гида, это было бы то же самое, что побродить по заброшенной стройке.

Или взять, к примеру, картину в художественном музее. Допустим, на ней изображен мальчик — хорошая картина, симпатичный ребенок, но не более того. И вдруг экскурсовод сообщает о том, что ребенок, изображенный на полотне — сын художника, погибший до окончания написания картины, и его отец доделывал работу по памяти. Она сразу наполняется историей, эмоциями, вы задумываетесь о переживаниях и чувствах художника…

Поэтому важность экскурсий в небольших, но интересных музеях сложно переоценить. Если же экскурсия организована плохо — приобретите или скачайте аудиогид. Для самых крупных и популярных музеев разработаны специальные аудиогиды, которые можно закинуть на плеер и слушать в наушниках, прохаживаясь по залам.

Вместо послесловия

Все это хорошо — скажете вы, — но зачем ходить в музеи вообще? Мне и без них неплохо живется! На этот вопрос есть два ответа.

Как правильно ходить в музеи«Хорошее образование — это как красивое нижнее белье для женщины. Оно не видно, но придает уверенности». Речь идет не о «корочке», пылящейся в комоде, а о наполнении человека знаниями, информацией, о его умении чувствовать и понимать искусство, о его общем уровне развития. Сложно поспорить с тем, что образованный интеллигентный человек разительно отличается от узколобого примитивного неуча — даже когда оба молчат. А стоит им открыть рот, сразу становится понятно, у кого какие приоритеты.

Музеи являются одним из способов наполнения внутреннего интеллектуального пространства. Когда человек развивает свой ум и чувство прекрасного, это заметно. И не обязательно разговаривать о том, какие музеи вы посетили в этом году — это чувствуется даже в незатейливой беседе о погоде.

Второй ответ выражается в малознакомом для многих слове — катарсис. Оно обозначает эмоциональное сопереживание героям произведения, перенесение себя внутрь поля творения и единение с ним. Если вы вышли из музея, глубоко пораженные рассказом экскурсовода или каким-то произведением, если вы думаете о нем уже третий день и хотите снова вернуться в музейный зал к захватившему ваше воображение предмету — значит, вы пережили его, тот самый катарсис.

Зачем? Подобные события делают человека эмоционально богаче, раскрашивают жизнь новыми красками и вырывают из серости повседневности. И если вы хоть раз пережили подобное, то уже не будете задаваться вопросом, зачем люди ходят в музеи. Вы просто станете одним из этих людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
regru-ru.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: