Развитие счетных способностей

Развитие счетных способностейОдним из показателей высокого интеллекта является развитая счетная способность человека — умение оперировать числами и выполнять арифметические действия с высокой скоростью и без дополнительных ресурсов, полагаясь исключительно на свои умственные способности.

Мы взаимодействуем с числами с самого раннего детства. Все имеет свой порядковый номер в разных системах наблюдения: первый мамин взгляд, первый вкус, первые шаги, две руки и две ноги, четыре тарелки на столе, одна, а лучше две конфеты, три волшебных слова. Счет приходит к нам с первой осознанностью. Мы знакомимся с принятой обществом терминологией числительных  и делаем первые шаги в операциях над ними. Далее в начальной школе преподаватели помогают нам структурировать и углубить знания о числах, об их взаимосвязи. Мы учимся работать уже с более сложными математическими конструкциями, искать в них знакомые элементы, повторения, закономерности, которые позволят разделить задачу на простые составляющие, и тогда уже новое, сложное, пугающее станет понятной и легко читаемой группой объектов, объединенных по выявленному принципу. Именно искусству наблюдения, выявления закономерностей, организации порядка, логическим выводам и учит нас математика, которая проявляется во всех сферах нашей жизни, даже самых «гуманитарных», потому как, повторюсь, все имеет свой порядок, свою структуру, свои правила.

Помните, в школе вам задали выучить таблицу умножения, поскольку это является базой для проведения более сложных операций над числами? Как вы ее учили? Наверняка, зубрили, и благодаря многократному повторению информации, она-таки отложилась в памяти. А самым сложным и тяжким испытанием, скорее всего, было умножение на 9, поскольку в этом случае результатом произведения будут все бОльшие и бОльшие числа и, как нам думается, с возрастанием порядка чисел возрастает и сложность вычислений над ними.

Это справедливо, если подходить к решению поставленной задачи «в лоб» и проводить вычисления «в столбик». Именно так делает компьютер, когда перед ним «ставится» задача. Он решает ее через прописанные разработчиками алгоритмы. В сравнении с машиной человек обладает  значительным преимуществом: он владеет силой мышления, благодаря которой эволюционирует, развивается и контролирует происходящее вокруг. Каким образом мы контролируем течение нашей жизни? Через планирование или, что то же самое, прогнозирование. А на чем оно основано? На прошлом опыте, который повторим с некоторой вероятностью. Для повышения качества прогноза требуется большАя выборка событий, сходных между собою по ключевым признакам. Соответственно чем больше мы обнаружим закономерностей между объектами и явлениями, тем чаще будем замечать окружающие нас паттерны (повторения), и тем точнее будет построено наше планирование, а значит, и желаемого результата мы достигнем быстрее и с минимальными затратами.

Вернемся к таблице умножения на 9. Скажите, что вы видите?

Смотрите на примеры умножения, на получаемые результаты и анализируйте их. Найдите закономерность между числами и их составляющими. На рисунке мы выделили ключевые моменты для поиска взаимосвязи тремя цветами: синим, красным и зеленым.

Обратите внимание, что при таком подходе исследователя необходимость в зубрежке отпадает. Появляется правило, которое выполнимо для всех членов этой группы, и для получения результата достаточно знать лишь общую формулу вычисления.

Разберем еще несколько примеров.

  • Умножение чисел на 11.

11

  • Перемножение чисел второго десятка.

 

Вы можете сказать, что это лишь частные случаи, для которых по счастливой случайности нам удалось подобрать правило. А мы ответим, что для любой группы, обладающей существенными сходными признаками,  можно придумать общую формулу и сделать это под силу каждому. Достаточно лишь придерживаться следующих рекомендаций.

  1. К каждой задаче подходите как исследователь, которому все в новинку, а не как завзятый пользователь, «заранее знающий, что…». При таком подходе вы проявите повышенную внимательность к сбору исходных данных.
  2. Безоценочность позволит вам собрать максимально полную информацию о происходящем, выйти за привычные рамки и взглянуть на ситуацию с новых сторон.
  3. Ищите связи между исходными компонентами, их взаимодействием друг с другом и тем, как они могут повлиять на результат.
  4. Развивайте критическое мышление. Вы же — исследователь, а для них прописных истин не существует, как не существует и авторитетов. Будьте любопытны, дотошны и настойчивы в поиске ответов на возникающие вопросы.
  5. Акцентируйте внимание на повторяющихся событиях. Паттерны – ключ к решению задачи.
  6. Дайте волю воображению. Оно поможет вам собрать отдельные части головоломки в единое целое, создать гипотезу происходящего и проверить ее на практике. В случае успешного исхода  искомый ответ к задаче будет найден. В примерах выше мы привели только один из вариантов закономерностей между числами. Каждый может найти собственный алгоритм вычислений, который поможет быстро и с минимальными усилиями достичь результата.

Как вы могли заметить, наши рекомендации позволят вам быть успешными не только при вычислении школьной арифметики, они меняют подход к любой задаче в вашей жизни, как личной, так и профессиональной.

Для достижения высокого уровня мастера «по решению нерешаемого» необходимо регулярно оттачивать навыки, и для этого в математике огромное количество ресурсов. В качестве ежедневных упражнений для развития счетных способностей прекрасно подходят всевозможные головоломки, судоку, карточные игры, шахматы, шашки, го и т.п. Незаменимым помощником в развитии арифметических способностей является ресурс «Викиум», о котором мы уже вам рассказывали в статье «Как развить интеллектуальные способности»

Начинайте тренировки с малого, постепенно повышая сложность заданий. Работая с различными числовыми последовательностями и находя повторяющиеся конструкции и закономерности между их компонентами, вы откроете для себя мир новых возможностей, где:

  • у задачи не бывает только одного правильного решения. Решений бесконечно много, только одни из них ведут к результату долгим тернистым путем, а другие позволяют достичь желаемого в кратчайшие сроки с минимумом затрат.
  • чем проще метод, используемый для решения задачи, тем быстрее вы ее решите и тем меньше вероятность того, что вы допустите ошибку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
regru-ru.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: