Повышение точности определения места судна по секторным радиомаякам ночью

На основе анализа многочисленных наблюдений за работой отечественных секторных радиомаяков в темное время суток установлен несистематический характер ошибок, получающихся за счет ночного эффекта, что опровергает точку зрения, распространенную в зарубежной литературе.

Для иллюстрации приводится график одной серии наблюдений, проведенных в течение ночи в неподвижном пункте, удаленном на 460 миль от радиомаяка.


Из анализа данных следует, что ошибки в определении пеленга, вызванные интерференцией поверхностной и пространственной волн, случайны и уклонения имеют оба знака относительно истинного значения пеленга.

Таким образом, чтобы в условиях воздействия ночного эффекта уменьшить ошибки в определении пеленга по сигналам секторных радиомаяков, необходимо брать серию отсчетов этих сигналов.

Рекомендуется проводить подряд 10—15 отсчетов, в этом случае отклонение среднего значения от истинного составляет примерно 2-2,5 знака, что приблизительно в два раза менее точно, чем днем.

Увеличить число наблюдений в серии свыше 10—15 нецелесообразно, так как при этом величина ошибки уменьшается очень медленно.

Результаты обработки нескольких тысяч наблюдений показывают, что отсчет, взятый в ночных условиях, отклоняется от его истинного значения в пределах (в %): до одного знака — 51,9; двух — 31,8; трех — 11; четырех — 2,8; пяти — 0,9; шести — 0,5; семи— 0,3; десяти — 0,4 и свыше десяти знаков — 0,4.

На основе этих наблюдений построен график вероятности появления больших уклонений от среднего значения отсчета сигналов.

Несмотря на то, что в зоне влияния ночного эффекта много отсчетов получается стабо искаженными, определять линию положения судна по одному совершенно недопустимо, так как возможны ошибки в счете знаков до ±30 сигналов.

При наблюдениях по методике, изложенной выше, полученные погрешности не выходят за допустимые пределы В этом случае время для достаточно точного определения двух пеленгов и получения места судна увеличивается до 20—30 мин. Если производить одновременный счет сигналов двух радиомаяков, ведя прием на два приемника, можно уменьшить период, необходимый для определения места, до 10—15 мин.

На каких же расстояниях от радиомаяка ночной эффект проявляется наиболее сильно? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать соотношения напряженностей полей поверхностной и пространственной волн. График дает представление о напряженности поля над морем от передатчика мощностью 1 кВт на различных удалениях днем для поверхностной и ночью для пространственной волны. График рассчитан для частоты 275 кгц; при меньших частотах напряженность поля на любых дистанциях будет несколько выше.

На расстояниях до 250—300 миль преобладает поверхностная волна, с 500—600 миль — пространственная, а в промежутках интенсивность обеих волн соизмерима. В последнем случае сильнее всего проявляется ночной эффект. Кроме того, ошибка за счет ночного эффекта будет изменяться и от угла относительно нормали к базе, увеличиваясь по мере удаления от нее.

Распределение ошибок при определении линии положения по радиомаяку типа «Консол» для 95% вероятности в зависимости от расстояния до маяка и угла уклонения от нормали приводится на рисунке в документации.

В переходный период, т. е. за час до и через час после захода (восхода) солнца, ночной эффект проявляется не особенно резко. На протяжении всей «чистой» ночи наибольших искажений можно ожидать в любое время.

Следовательно, для того чтобы ночью повысить точность определения места судна по секторным радиомаякам, необходимо отчетливо представлять характер дополнительных ошибок и учитывать их в штурманской практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: