В решениях XXI съезда КПСС намечена грандиозная программа нового подъема экономики и дальнейшего повышения жизненного уровня советских людей. Большое развитие в семилетке получит и морской транспорт, грузооборот которого вырастет примерно в два раза. Объем перевозок по Северному морскому пути в 1965 г. по сравнению с 1958 г. увеличится на 82%.
Для решения этой большой задачи морской флот оснащается новыми судами. Уже в ближайшее время проводку в Арктике начнет осуществлять первый в мире атомный ледокол «Ленин», который сможет плавать без пополнения запасов топлива в течение года по всему арктическому бассейну. Наряду с ним будут работать дизель-электрические ледоколы мощностью главных двигателей 26 тыс. л. с. Для активного плавания во льдах строятся суда с усиленной ледовой обшивкой и повышенной мощностью. Такими являются ледокольно-транспортные суда типа «Лена», которые показали высокие эксплуатационные качества.
Намечено ввести в действие большую серию судов грузоподъемностью 5 и 3 тыс. т для перевозки леса. Они будут иметь газотурбинные или дизельные установки и повышенный ледовый класс.
Эффективное использование арктической трассы возможно только при глубоком знании закономерностей природных условий Северного Ледовитого океана. На семилетие намечена большая программа научно-исследовательских работ в Арктике. Их основные задачи — дальнейшее совершенствование методики долгосрочных ледовых прогнозов, улучшение расчетов пропускной способности трассы, а также повышение качества предсказаний основных элементов погоды на более короткие сроки с высокой степенью оправдываемости.
Основные исследования Северного Ледовитого океана и его побережья в нашей стране проводит Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Главсевморпути. В семилетии программа научных работ, выполняемых институтом и его обсерваториями, расширится. Значительное число полярных станций, на которых осуществляются наблюдения, станет автоматическим. Будут разработаны новая методика и аппаратура для изучения течений и дрейфа льдов.
В плане ААНИИ на 1959—1965 гг. намечаются продолжение работ на дрейфующих научных станциях и организация новых воздушных экспедиций.
В ближайшее время для гидрологических исследований в моря Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингов пролив выйдут ледовые патрули «Полярник», «Ломоносов» и «Торос».
В изучении и освоении Арктики большую роль играет полярная авиация. За семилетие она пополнится новыми турбовинтовыми и поршневыми самолетами и вертолетами. Арктические аэропорты будут оборудованы новейшей техникой, обеспечивающей полную безопасность полетов и посадку в самых сложных условиях. Все это позволит повысить качество авиационной ледовой разведки.
В связи с тем, что в Арктике будут работать крупные суда, гидрографы обследуют для них морские пути с большими глубинами и создадут необходимые навигационные карты и пособия Побережья материка и островов намечено оборудовать новыми радио- и оптическими маяками, а также навигационными системами. Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию радиосвязи, особенно за счет более широкого внедрения автоматики.
Огромное внимание, которое партия и правительство уделяют Северному морскому пути, и конкретные материальные возможности, предоставленные полярникам, создают все условия для значительного улучшения работы на Северном морском пути. В этом году моряки-полярники проводят первую арктическую навигацию семилетки коммунистического строительства.